?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Радиоактивные отходы в Москворечье есть, но кто хозяин?
UNIVERS
interrno wrote in proizvolvlastei
Депутат Государственной Думы РФ В.Рашкин получил ответ о радиоактивных захоронениях МЗП в Москворечье. Сканы документа опубликовал на своей странице в фейсбук Павел Тарасов.


rashkin1.jpg

rashkin2.jpg


rashkin3.jpg

rashkin4.jpg

В письме Ростехнадзора приводится текст письма ФГУП Радон о ситуации на радиоактивном холме и справедливо отмечается, что Ростехнадзор юридически никакого отношения не имеет к ситуации с радиоактивными отходами, и указывается на Правительство Москвы, как хозяина территории и его Постановления и прочие действия по финансированию работ и т.п.

Но, в соответствии с Федеральным Законом РФ № 190 собственниками радиоактивных отходов могут являться только два субъекта,  - государство (федеральная собственность) либо организация, которая создала эти отходы:

"Статья 9. Собственность на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов

1. Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались."

В частной собственности могут находиться только радиоактивные отходы, которые отвечают трем признакам: во-первых, отходы не должны содержать ядерных материалов; во-вторых, они должны быть образованы после вступления в силу комментируемого Закона; в-третьих, такие отходы должны находиться в собственности той организации, в результате деятельности которой они образовались. Все остальные отходы, которые не отвечают рассмотренным признакам, находятся в федеральной собственности.

В законе не предусмотрена возможность распоряжения и владения радиоактивными отходами региональной властью, к которой относится Правительство Москвы.

Так что вся деятельность московских строителей по проведению экологических экспертиз территории РАО в Москворечье является притворной и незаконной, они просто не имеют законных оснований на такую деятельность, поскольку не обладают лицензией на нее. У ФГУП Радон такая лицензия есть, организация осуществляет работы на захоронении с 1986 года, но с 2018 года они не финансируются (см. письмо).

Действия Правительства Москвы в лице руководителей Департаментов, которые приняли решения о строительстве на захоронении РАО и развернули информационную компанию в СМИ об отсутствии РАО на территории строительства, должны рассматриваться соответствующими компетентными органами (Прокуратурой, поскольку нарушения ФЗ-190 совершенно явные).
Правительство РФ должно вернуть РАО в собственность МПЗ (ТВЭЛ, ГК Ростатом), или передать в собственность национальному оператору по работе с РАО (или заключить контракт с ФГУП Радон) для последующей рекультивации (реабилитации) территории РАО, поскольку по тому же закону хранение РАО в границах населенных пунктов недопустимо.

Также, необходимо иметь ввиду правовые принципы, лежащие в основе ФЗ-190:

"принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов. Под безопасностью деятельности по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов понимаются условия, предотвращающие недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения радиационного ущерба. Как известно, безопасность не может быть абсолютной. Риск негативных последствий от радиоактивного загрязнения существует всегда. Безусловно, необходимо, чтобы при осуществлении деятельности, связанной с обращением с радиоактивными отходами, приоритетными были жизнь и здоровье людей, а также окружающая среда. Следовательно, этот принцип представляет собой такое правило, согласно которому в случаях, если выясняется, что риски, связанные с деятельностью по обращению с радиоактивными отходами, превышают экономические выгоды, первоочередные действия должны быть направлены на защиту граждан и охрану окружающей среды. Таким образом, деятельность, которая создает опасность для человечества и окружающей среды, подлежит запрету. Так, комментируемым Законом установлен запрет на сооружение промышленных объектов и создание промышленных технологий, если это заведомо приводит к образованию особых радиоактивных отходов (ст. 24), а также установлен запрет на создание новых объектов захоронения жидких радиоактивных отходов в геологических формациях (ст. 30)
...

принцип доступности для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну. Для повышения уровня информированности об экологических проблемах и содействия эффективному участию общественности необходимо гарантировать доступ к информации, связанной с обращением радиоактивных отходов. Данный принцип означает, что любому физическому или юридическому лицу должен предоставляться, по его просьбе, свободный доступ к информации, связанной со сбором, сортировкой, переработкой, кондиционированием, перевозкой, хранением и захоронением радиоактивных отходов. В просьбе о предоставлении информации может быть отказано только тогда, когда она затрагивает государственную тайну. Более того, общепризнано и закреплено в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии населения, поскольку участие общественности способствует усилиям органов государственной власти по охране окружающей среды. Применительно к отношениям, возникающим при обращении с радиоактивными отходами, данный принцип отражается в том, что политика в этой сфере и процесс принятия решений не должны ограничиваться кругом вопросов, которыми занимаются уполномоченные на то органы. Как следствие, для содействия эффективному участию общественности ей следует предоставлять информацию о средствах и методах участия в процессе принятия решений в области обращения с радиоактивными отходами и решении проблем радиационной безопасности."

Итак, имеется факт незаконной смены собственника РАО, образованных в результате хозяйственной деятельности МЗП. Для всех дальнейших работ с этими радиоактивными отхдами необходимо восстановить законность.

#ювх #хорда #рокада #юговосточнаяхорда #мостшоссейнаякаспийская #москворечье #мзп #твэл #росатом #радиациявмоскве #могильникрадиоактивный #ядерныймогильник #сабурово #рао #радиоактивныеотходы #уран #торий


  • 1
Небольшое юридическое уточнение в контексте кто и что должен делать и за чей счет.

3-ФЗ "О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" от 5.12.1995
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
...
участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

Так что, ликвидация УРЗ около МЗП - обязанность Правительства Москвы.
Т.к. эти РАО образовались до вступления в силу 190-ФЗ, то они находятся в федеральной собственности, т.е. должны быть приведены в безопасное состояние за федеральные деньги.
Существует Федеральная целевая программа ФЦП ЯРБ-2. http://xn---2030-bwe0hj7au5h.xn--p1ai/
которая является источником финансирования подобных мероприятий. Также можно отдельно запросить целевое финансирование на это дело

  • 1